Аннотация. Данная статья посвящена анализу роли высшей школы России в судьбах национальной же интеллигенции Казахстана в период колонизации нашей страны, включая приход к власти большевиков и конец XX века, ознаменовавший для нашего народа вступление в историческую эпоху подлинной суверенности.
Подводя итоги исследования, автор делает вывод о том, что на рубеже 60-70 гг. XX столетия процесс формирования национальной интеллигенции Казахстана завершился. Выросли крупные социально-профессиональные отряды специалистов. Подавляющее большинство работников умственного труда , каждый четвертый из них был представителем коренного этноса , имело высшее или среднее специальное образование. Национальная интеллигенция Казахстана на авансцену истории вышла как полиэтническое образование. Ее ядром были казахские специалисты. Профессионально наиболее подготовленную часть национальной интеллигенции дала высшая школа России.
С 30-х годов XVIII в. история Казахстана и судьбы его народа тесно переплелись с политикой и идеологией Российской империи. Российская колонизация казахских земель, сопровождавшаяся реформированием традиционной административно-политической системы и утверждением новых общественно-экономических отношений, обусловила рождение качественно новых социальных общностей и групп. Поскольку процесс присоединения Казахстана к России продолжался более 130 лет, адекватно долгим был и процесс формирования новой социальной структуры, в том числе и национальной интеллигенции.
Разумеется, мы не считаем, что в доколониальном Казахстане, т.е. в казахском ханстве, не было собственной интеллигенции. Социальная стратификация и титулатура казахского ханства, до 30-х годов XVIII в. находившегося на этапе естественно-исторического развития, носила довольно сложный и системный характер. Она сложилась на протяжении многих веков, вобрала в себя черты, свойства и связи времен тюркских каганатов, кипчакской конфедерации и монгольского владычества. Ханы, бии, батыры, жырау, акыны, кюиши, баксы-балгеры, муллы представляли интеллектуальный потенциал традиционной казахской среды. Причем социальный статус, функциональное назначение каждого из них четко обозначены в устной литературе.
В условиях колониального Казахстана под термином интеллигенция подразумевались те, кто занимался профессиональным умственным трудом, используя специальное образование, полученное в соответствующем учебном заведении. Потребность в этой новой общности людей росла по мере углубления общественного разделения труда, создания государственных органов управления в крае, появления городов, промышленного освоения богатств казахских земель. Однако официальный Петербург вовсе не торопился с решением вопроса о подготовке кадров специалистов из числа казахов. До 20-х годов XX века в Казахстане так и не открылось ни одно высшее учебное заведение. Более того, в дореволюционном крае мучительно трудно росли культурно-образовательные предпосылки строительства высшей школы. В 1914/15 учебном году во всем Казахстане функционировало всего 12 средних школ с численностью учащихся 4 тыс. человек. В аулах, где проживало казахское население, таковых вовсе не было [1].
Ситуацию мало чем изменили и титанические усилия по организации школьного образования хана Жангира, педагога-просветителя И.Алтынсарина, мецената М.Турысбекова и других прогрессивных личностей. Ничтожное количество казахских детей обучалось в гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах, выпускники которых имели право поступать в вузы России. Будущий студент-казах должен был свободно владеть русским языком.
Эти и другие препятствия на пути высшего образования преодолели единицы. За 70 лет до Октябрьского переворота 1917 г., по подсчетам исследователей, всего лишь около 1000 казахских юношей и девушек получило общее среднее и высшее образование [2]. Они представляли все слои казахского общества, являясь выходцами из среды степной аристократии, чиновников, сельскохозяйственной или торговой буржуазии, духовенства, шаруа и т.д. и т.п. Их отличало одно: природная способность и жажда учения. «Мудрому - достаточно», гласит латинская пословица. Им, казахским кадетам, гимназистам и студентам дореволюционной поры, достаточно было ухватить возможность учиться, получить специальность. Дальше началась полоса самообразования и самосовершенствования. «Валиханов получил ничтожное воспитание в Сибирском кадетном корпусе, - писал Н.М.Ядринцев, - но сильные дарования его успели развиться и при тех скудных средствах, какие могло дать это заведение. В школе он обнаружил значительное превосходство над своими русскими товарищами... Он приехал в Петербург, где был с большим любопытством принять в ученых обществах, как оригинальное явление, - читаем далее у Н.М.Ядринцева, - но сам остался очень недоволен сухим, казенным отношением к науке петербургских ориенталистов. Это впечатление оттолкнуло его от университета» [3].
Выбор казахской молодежи специальности и конкретного российского вуза был весьма оптимальным и осознанным. Во-первых, предпочтение отдавалось наиболее авторитетным, престижным вузам, во-вторых, приобреталась именно та специальность, по которой испытывалась острая потребность в степи. Основная часть будущих казахских интеллигентов обучалась в университетах и институтах Петербурга, Москвы, Казани, Томска. В высших технических учебных заведениях они выбирали специальность инженера- строителя или экономиста, в университетах - юриста или медика, из сельскохозяйственных специальностей - ветеринарию. Так, в 1877-1917гг. диплом императорского Казанского университета получили 20 казахов, среди них 14 человек окончили юридический факультет, 6 человек - медицинский. За этот же период Казанский ветеринарный институт окончили 17 казахов [4].
Высшая школа и студенчество дореволюционной России активно участвовали в общественно-политической жизни страны. В переломные моменты истории они не скрывали свои политические позиции и классовые ориентиры. На защиту интересов студенческой молодежи нередко встала и профессура. Например, 19 января 1905 года газета «Наши дни» опубликовала «Записку о нуждах просвещения», подписанную 342 учеными. Она обнажила пороки образовательной политики царизма: средние школы «убивают любовь к знанию и уменье мыслить», высшие учебные заведения находятся в состоянии полного разложения, начала академической автономии совершенно подавлены, студенческие волнения «вызываются всей совокупностью условий нашей государственной жизни», преподаватели высших школ низводятся на степень чиновников, «долженствующих слепо исполнять приказания начальства», академическая свобода несовместима с современным государственным строем России, необходимо «полное и коренное его преобразование»[5]. На таких схватках формировались мировоззрение и жизненная позиция студентов-казахов. Так, студент Петербургского лесного института А.Букейханов принимал участие в работе политических, экономических, литературных кружков, находился среди участников студенческих «беспорядков» [6]. То же самое можно говорить о студентах М.Тынышпаеве, М.Шокаеве, Х.Габбасове и др.
Высшие учебные заведения России, помимо прямого участия, росту интеллектуального потенциала казахского общества способствовали и косвенно. Дело в том, что выпускники российских вузов, работая в колониальном крае, передавали окружающим, независимо от национальности, свои профессиональные навыки и знания. Их подчиненные и ученики со временем вовлекались в сферу умственного труда. С другой стороны, в дореволюционном Казахстане специалистов готовили средние специальные учебные заведения педагогического, медицинского, сельскохозяйственного профиля, где преподавалелями работали опять же выпускники высшей школы метрополии.
В целом, вклад высшей школы России в формирование дореволюционной казахской интеллигенции и велик, и мал. Велик потому, что в стенах этих учебных заведений казахская молодежь приобщалась к культурным и научным ценностям, созданным лучшими умами человечества. По возвращению на родину она щедро делилась с полученным знанием и опытом, стала инициатором и первооткрывателем многих славных дел в степи. Наиболее выдающиеся выпускники-казахи российских вузов даже в колониальных условиях свершили, иногда в одиночку, иногда вместе, то, что не по плечу целой армии простых смертных. Так, в течение нескольких месяцев 1917 г. М.Шокаев, с золотой медалью окончивший юридический факультет Петербургского университета, разоблачил перед всем миром, приводя множество неопровержимых позорных фактов, преступления царизма, допущенные в ходе подавления национально-освободительного восстания 1916г. в Средней
Азии и Казахстане [7]. На помощь и поддержку по-европейски образованной элиты опирались все без исключения экспедиции и отряды, русские ученые и специалисты, изучившие Казахстан. Именно из числа выпускников и студентов-казахов высшей школы России вышли позже профессионалы-ученые, политики, публицисты, организаторы и руководители. Их наследие и опыт работы актуальны по сей день. Ибо они посвятили свою жизнь служению родному народу.
В то же время мы считаем, что вклад высшей школы дореволюционной России в создание казахской национальной интеллигенции явно мал. Почему? Во-первых, государственная политика той же России в отношении Казахстана не преследовала цели строительства национальной высшей школы. Также без государственного регулирования, самотеком решались проблемы подготовки кадров специалистов. Хотя Россия располагала достаточно широкой сетью учебных заведений. На 1 сентября 1914/15 учебного года в России насчитывалось 105 вузов, где обучалось 127,4 тыс. студентов[8]. Во-вторых, отношение колониальной власти к интеллектуальной элите степи было пренебрежительновысокомерное. До февраля 1917 года из среды образованных казахов мало кто занимал заметный государственный или административный пост. Даже Ч.Валиханов, удостоенный аудиенции царя, кавалер ордена Святого Владимира 4 степени, не смог быть выбранным в старшие султаны Атбасарского округа. Истинные цели своего намерения Чокан раскрыл в письме Ф.И.Достоевскому: «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя работе на пользу соотечественников, защищать их от чиновников и деспотизма богатых киргизов, ... чтобы примером своим показать землякам, как может быть для них полезен образованный султан-правитель». В-третьих, в период самодержавия процесс формирования казахской национальной интеллигенции остался незавершенным. Сравните: на 5 млн. населения приходилось всего 1 тыс. образованных казахов. Весьма ограниченное количество специалистов из числа казахов и особенно казашек предопределило объем профессиональной нагрузки на них. Так, если в 1909 г. на одного ветврача приходилось в Центральной России 23,8 тыс. голов обслуживаемого скота, 1,6 тыс. кв.км. территорий, то в Казахстане - соответственно 146,8 тыс. голов скота и 16 тыс. кв.км. территорий [9]. Аналогичные сравнительно-сопоставительные материалы можно привести и по другим отраслям экономики и культуры края.
Таким образом, из стен высшей школы России вышла новая генерация казахской национальной интеллигенции колониального периода. Несмотря на свою малочисленность она оставила глубокий след в нашей отечественной истории.
Качественно новый этап подготовки национальной интеллигенции Казахстана в вузах России начался после прихода к власти большевиков. Ленинское руководство Советов, обнародовав «Декларацию прав народов России», решило положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях такие начала, как равенство и суверенитет народов, право народов Росссии на свободное самоопределение, впоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. Курс на ускоренное развитие культуры и образования национальных окраин на принципах социалистической идеи получил подтверждение в решениях Х и ХІІ съездов РКП(б). Одновременно определялись пути формирования новой интеллигенции. Впервые широкая программа решения этой проблемы была развернута в 1920 г. на ІХ съезде РКП(б). «Мы должны, подчеркивалось в докладе В.И.Ленина съезду, управлять с помощью выходцев из того класса, который мы свергли, - выходцев, которые пропитаны предрассудками своего класса и которых мы должны переучить... Мы должны вербовать своих управителей из рядов своего класса. Мы должны весь аппарат государственный употребить на то, чтобы учебные заведения, внешкольное образование, практическая подготовка - все это шло, под руководством коммунистов, для пролетариев, для рабочих, для трудящихся крестъян» [10].
Таким образом, были обозначены три направления формирования интеллигенции: первое - использование и перевоспитание старых кадров специалистов, второе - выдвижение передовых рабочих и крестъян на должности специалистов, третье - подготовка новой интеллигенции в профессиональных учебных заведениях.
В первое десятилетие советской власти в силу слабого развития школьного образования, отсутствия необходимого количества профессорско-преподавательских кадров, а также из-за хозяйственно-экономических трудностей не представлялось возможным открытие собственного вуза в Казахстане. Подготовка специалистов велась только в техникумах и училищах. Однако потребность в специалистах высшей квалификации была настолько велика, что вопросы обучения казахстанских юношей и девушек в учебных заведениях России обсуждались и по ним принимались конкретные решения на самых высоких инстанциях. Особое внимание обращалось формированию политических руководителей, работников партийных и государственных органов. Уже в 1921 г. Декретом ВЦИК организуется в Москве при Наркомнаце университет трудящихся Востока «для подготовки политических работников из среды трудящихся восточных договорных и автономных республик...» [11].
В 20-30-е годы российские вузы словно возвращали культурный долг многих десятилетий: с каждым годом росло число казахстанцев в них, существовала особая система национальной брони для представителей национальных республик при поступлении в специальные учебные заведения Российской Федерации. Если в 1922/23 уч.году 800 казахстанцев обучалось в вузах и техникумах России, то в 1931/32 уч. году - их стало уже 4460 человек. В 1929 г. за пределами республики диплом о высшем образовании получили 44 казахстанца, из них 11 казахов, в 1935 г. - соответственно 271 и 115 человек [12]. Руководство Казахстана старалось содействовать решению материально-финансовых проблем этой группы студенчества, утвердив специальный стипендиальный фонд. Размеры правительственной помощи студентам-казахстанцам были для того времени достаточно внушител ьными. Так, на 1933 год для 1526 казахстанцев в учебных заведениях Москвы выделялось 53 тыс. руб., Ленинград - 325 человек, 20 тыс. руб., Казань - 800 человек, 12 тыс. руб., Саратов - 176 человек, 5800 руб., Свердловск - 62 человека, 5000 руб., Омск - 259 человек, 11 тыс. руб., Самара - 16 человек, 1400 руб. [13].
Учитывая острый дефицит специалистов, Москва открыла в городах России специальные вузы и отделения для казахстанцев. В 30-е годы, например, инженерные кадры готовились в Урало-Казахстанской промакадемии. В положении об этом учебном заведении было указано, что оно «является специальным высшим учебным заведением и имеет целью повышение квалификации руководящего, административно-хозяйственного персонала промышленных предприятий и объединений, а также подготовку ответственных специалистов - администраторов как для Урала, так и для восточных районов СССР»[14]. Выпускник Урало-Казахстанской промакадемии А.Буркутбаев в 1934 г. стал первым ректором Казахского горно-металлургического института, ныне Казахский национальный технический университет им. К.И.Сатпаева.
Отношение казахстанцев к учебе было самое серьезное и ответственное. Уже в студенческие годы многие из них показали свои лучшие социально-профессиональные и культурно-этические качества. С неподдельной искренностью писал об этом ленинградский профессор С.Г.Бархударов, имевший 16-летний стаж работы со студентами-казахами: «...заниматься с ними было большой радостью для меня, так как все они отличались изумительной работоспособностью, огромной жаждой знаний, большевистской энергией в достижении намеченной цели, чутким отношением к преподавателям и к своим товарищам. Они, продолжает профессор, порожали меня широтой и глубиной научных интересов, деловитостью, сосредоточенностью, а главное, сознанием огромной ответственности перед родной страной, приславшей их для учебы в далекий Ленингра[15]. Вполне возможно, что студентами С.Г.Бархударова были будущие академики М.Ауэзов, А.Маргулан, А.Жубанов, М.Каратаев, молодой ученый-литератор С.Ерубаев и др.
Выпускники Российских вузов довоенных лет по - существу являются основоположниками национальной экономики, культуры, науки и образования Казахстана. Ибо до конца 30-х годов высшая школа республики находилась на стадии становления: контингент студентов был малочисленым, остепененность профессорско- преподавательского состава оставалась низкой, казахские средние школы очень мало выпускали потенциальных абитуриетов. Как и в дореволюционный период, специалисты и интеллектуалы, выпестованные высшей школой России, приняли на себя ответственность за осуществление коренных преобразований, определивших судьбы и миропонимание миллионов людей. Достаточно вспомнить в этой связи деятельность К.И.Сатпаева, еще в 1926 г. окончившего Томский технологический институт, первого президента АН КазССР, организатора комплексного освоения ресурсов большого Жезказгана, отца-основателя геологической научной школы Казахстана, и Д.А.Кунаева, четверть века руководившего республикой, выпускника Московского Института Цветных Металлов и Золота 1936 г.
После Великой Отечественной войны 1941-1945гг., когда профессиональные учебные заведения Казахстана выросли количественно и качественно, подготовка специалистов за пределами республики хотя и продолжалась, но перестала быть доминирующим фактором формирования национальной интеллигенции. Теперь действенным каналом пополнения рядов интеллигенции Казахстана стали целевой набор и перемещение в республику Российских специалистов. Небывалый размах они приобрели в период освоения целинных и залежных земель. За три года (1954-1956) в Казахстан было направлено 35 тыс. специалистов сельского хозяйства [16]. К концу 60-х годов и до развала СССР предоставление Казахстану внеконкурсных мест в вузах России и перемещение российских специалистов в Казахстан диктовались иными причинами, нежели отставанием развития высшей школы. Еще в 70-е годы видный историк культуры Р.Б.Сулейменов, анализируя данные по подготовке специалистов за пределами Казахстана и Средней Азии, заключил, что это «не следствие их культурной отсталости. Дело в том, что происходит интенсивное развитие восточных регионов СССР» [17]. Кроме того, на этапе позднего социализма возможность учится в вузах России реализовалась с нарушениями и однобоко. Направлялись в престижные вузы главным образом дети номенклатуры и научной элиты. Так, только за три года середины 80х годов в ведущие вузы Москвы, Ленинграда и других городов было направлено 109 человек, из них 49 являлись детьми партийных, советских работников, руководителей предприятий, 34-дети научных работников, преподавателей вузов и лишь 14-15 % из семей рабочих [18].
На рубеже 60-70х годов ХХ столетия процесс формирования национальной интеллигенции Казахстана завершился. Выросли крупные социально-профессиональные отряды специалистов. Подавляющее большинство работников умственного труда, каждый четвертый из них был представителем коренного этноса, имело высшее или среднее специальное образование. Национальная интеллигенция Казахстана на авансцену истории вышла как полиэтничное образование. Ее ядром были казахские специалисты. Профессионально наиболее подготовленную часть национальной интеллигенции дала высшая школа России, которая мужественно выдержала суровые испытания колониальной эпохи и тоталитаризма. Осуществление выдвинутых президентом Н.А.Назарбаевым идей евразийского союза должно стать началом нового этапа сотрудничества Казахстана и России в области высшего образования.
Деятельность стран по формированию единого образовательного пространства координируется в рамках Протокола о сотрудничестве Совета по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном комитете ЕврАзЭС и Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ при Исполнительном комитете СНГ, подписанного 13.05.2003.
В рамках единого экономического пространства государств-членов ЕврАзЭС интеграция систем образования также предполагает взаимодействие высших учебных заведений с целью обмена опытом в развитии технологий обучения, формирования национальных систем контроля качества образования, обеспечения прав граждан на образование, унификации требований к документам об образовании и т.д.
В 2003-2004 учебном году в российских вузах обучались свыше 12 тысяч граждан Республики Казахстан, из них около 7 тысяч - с полным возмещением затрат. Всего по данным Федерального агентства по образованию в настоящее время в высших учебных заведениях Российской Федерации обучаются около 24 тысяч граждан государств-членов ЕврАзЭС, из них свыше 10 тысяч за счет средств федерального бюджета. В части своей компетенции Федеральное агентство по образованию ежегодно выделяет государствам- членам ЕврАзЭС стипендии в целях оказания содействия в подготовке национальных кадров в российских вузах по специальностям, представляющим интерес для стран Сообщества.
В 1992 году под эгидой Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова создана Евразийская ассоциация университетов как международная неправительственная организация, ставящая своей задачей активизацию и развитие образовательных связей университетов.
Членами ассоциации являются 5 вузов Казахстана: Казахский государственный национальный университет им. Аль-Фараби, Карагандинский государственный университет, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Западно-Казахстанский государственный университет и Восточно-Казахстанский государственный университет.
В соответствии со статьей 4 Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества государств-участников, Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1999 г. населению приграничных регионов России и Казахстана предоставляется национальный режим в получении образования. Выпускники казахских образовательных учреждений поступают в российские вузы на основании документов об образовании, признанных эквивалентными, по результатам участия в общем конкурсе как на места, финансируемые из федерального бюджета, так и с оплатой обучения по договорам между вузами и студентами.
В целях удовлетворения образовательных потребностей в Республике Казахстан создаются филиалы российских вузов. По согласованию с Министерством образования и науки Республики Казахстан успешно действуют филиалы: Академии труда и социальных отношений, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Московского университета экономики, статистики и информатики, Томского государственного университета, Тюменского государственного нефтегазового университета (в Павлодаре), Челябинского государственного университета и других. С 1995 года на территории г.Байконур действует филиал Московского авиационного института (технического университета).
В 2001 году в г.Астана на базе Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева открыт филиал Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Студенты филиала имеют возможность на старших курсах учиться в Москве, а наиболее способные смогут продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре МГУ. В настоящее время в МГУ обучаются 526 студентов и аспирантов из Казахстана, в том числе: за счет федерального бюджета - 152 чел., по договорам - 96 чел., за счет грантов Республики Казахстан (в филиале) - 278 человек. Особо следует отметить, что МГУ регулярно проводит олимпиады среды школьников Казахстана и ведет отбор способных студентов на старшие курсы. В этом случае обучение осуществляется за счет бюджета МГУ. Всего на такой основе в МГУ обучаются 152 студента. Заслуживает внимания и изучения сотрудничество специализированного учебно-научного центра МГУ (школа им. А.Н.Колмогорова) и школы- интерната для одаренных детей при Западно-Казахстанском государственном университете.
Порядок открытия филиалов, применения в их деятельности законодательства Российской Федерации в отношении организации учебного процесса и выдачи выпускникам документов государственного образца Российской Федерации устанавливается на основе согласованных совместных решений, принимаемых Министерствами образования и науки России и Казахстана.
Между Министерствами достигнута договоренность о создании на двусторонней основе совместной комиссии по рассмотрению вопросов приведения деятельности филиалов, других структурных подразделений российских образовательных учреждений на территории Казахстана в соответствие с договоренностями по Соглашению о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках.
Роль России в подготовке и формировании казахской национальной интеллигенции невозможно переоценить. Этот опыт еще долго будет служить делу укрепления интеллектуального потенциала Казахстана.
Список использованных источников:
- Народное образование, наука и культура в СССР. Стат.сб. М.,1971. С.56-57.
- Прманов Ә., Қапаева А. Қазақ интеллигенциясы. А., 1997. 97-б.
- Валиханов Ч.Ч. Собр. соч. Т.5. А., 1985. С.276-277.
- Кенжетаев Б.А. Казанские учебные заведения и процесс формирования казахской интеллигенции в середине XIX начале XX вв. Казань, 1998.С.80-82.
- Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. М., 1981. С.109.
- Букейхан А. Избранное. А., 1995. С. 32.
- Кул-мухаммед А. Программа „Алаш”: фальсификация и действительность. А., 2000. С.217-218.
- Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. сб. С. 157.
- Тастанов Ш.Ю. Советский опыт формирования и развития интеллигенции ранее отсталых народов. А., 1970. С.28.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.40. С.253-254.
- Образование СССР. 1917-1924. М. - Л.,1949. С.206.
- Дружбой великой сильны. А.,1972. С.250. Осуществление ленинских идей дружбы народов и пролетарского интернационализма в Казахстане. А.,1985. С.67.
- ЦГА РК. Ф. 82. Оп.1. Д.1235. Л.26-27.
- Культурное строительство на Среднем Урале: Сб. документов (1917-1941). Свердловск, 1984. С.382.
- ЦГА РК. Ф.5. Оп.19. Д.462. Л.36.
- Куликов В.И. Исторический опыт освоения целинных земель. М.,1978. С.97.
- Сулейменов Р.Б. Культурная общность развитого социализма. А.,1976. С.83.
- Казахстанская правда. 1987. 15 марта.
Материалы международной научно-практической конференции „Взаимовлияние народов России и Казахстана” (историко-культурологический аспект). Т.1. Павлодар, 2004. С.198201.