Социально – экономическая реорганизация общества вызвала необходимость изучения своеобразия личности современного человека. Учет выявленных особенностей будет способствовать оптимизации учебно – воспитательного процесса, правильного выбора профессии и личностного роста молодежи. Одной из актуальных проблем психологии является изучение самосознания в частности и ее элементов.
Самосознание это система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Проблемой "высокого жизненного значения, венчающей психологию личности" называл А.Н. Леонтьев проблему самосознания, разработке которой посвящено достаточное количество исследований в отечественной и зарубежной психологии. Эти исследования ведутся в разных направлениях, среди которых можно выделить такие, как: изучение самосознания в общетеоретическом и методологическом аспектах (Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие), структура, элементы самосознания и анализ отдельных его составляющих звеньев, в том числе самооценки (О.Н. Молчанова, В.С. Мухина, Л.В. Бороздина и другие), самосознание как социально психологическая и философская проблема существования и развития личности (И.С. Кон, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и другие). В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов самосознания и образа "Я" в различных его психологических аспектах.
Уже сама проблема возникновения самосознания, как одна из исходных и методологически важных при анализе соотношения сознания и самосознания, имеет временную представленность. Согласно точке зрения Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, самосознание ребенка есть этап в развитии его сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. Самосознание в более или менее отчетливой форме своего проявления возникает онтогенетически несколько позже сознания. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность, ее индивидуальность.
Таким образом, самосознание в младше юношеском возрасте становится одним из важнейших механизмов саморегуляции и саморазвития личности, а элементы, позволят нам четко просмотреть его сущность. Поэтому вполне понятно, насколько нужны научно обоснованные теоретические знания об особенностях становления и динамики самосознания в младше юношеском возрасте. Без них нельзя целенаправленно и эффективно руководить процессом целостного развития личности. Кроме этого, воспитание и обучение детей во многом зависит и от того, как дети воспринимаются учителями и родителями, учитываются ли различные особенности формирования их личности.
Один из элементов самосознания – понятие смысла жизни, основа для теоретической и эмпирической типологии смыслов жизни была заложена В. Франклом, который рассматривал стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Основной тезис его учения о стремлении к смыслу можно сформулировать так: человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. В. Франкл неоднократно указывал на младший юношеский возраст как на сензитивный период в поиске смысла своего существования.
Развитие идей В. Франкла в отечественной психологии привело к созданию теста осмысленности жизни. Исследователи Д.А. Леонтьев, М.О. Калашников и О.Э. Калашникова сделали вывод, что осмысленность жизни не является внутренне однородной структурой. В нее входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни (процесс жизни) и удовлетворенность самореализацией (результативность жизни). Нетрудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым).
В казахстанской психологической науке проблема самосознания изучалась комплексно под руководством профессора Ж.И. Намазбаевой. Ее учениками Р.Ш. Сабировой, Л.В. Пилипчук с различных позиций исследовались элементы самосознания личности.
Однако в настоящее время социально-политические изменения общества, влияя на развитие личности, могут вызывать различные своеобразия в формировании самосознания человека. Методологической и теоретической основой исследования являются следующие теории и подходы: психоаналитическая теория З. Фрейда, "Я – концепция" У. Джемса, символический интеракционизм Ч. Кули и Дж. Мида, концепция образа Я И.С. Кона, комплексный подход к изучению личности Ж.И. Намазбаевой, теория смысла жизни В. Франкла, Д.А. Леонтьева, М.О. Калашникова и О.Э. Калашниковой.
История изучения проблемы самосознания личности говорит о том, что проблема сознания и тесно связанный с нею вопрос самосознания в научном поиске человеком истины о себе, своём социокультурном окружении и окружающей природе имеет глубокие исторические корни. Издревле люди во всех культурах предпринимали попытки осмыслить своё бытие и сознание и из этих попыток выстраивались системы психологических знаний, которые затем распространялись в качестве мировоззрений на целые культуры. В.А. Шостак и С.А. Лытаев отмечают, что «на протяжении большого периода истории человечества психология в широком смысле как наука о сознании и психической жизни находится в лоне главным образом религии и философии» [1, с. 6].
В разработке вопросов самосознания личности в Казахстане необходимо отметить значительный вклад казахстанских психологов в разработку проблем этнокультурной детерминации развития личности и ее самосознания. Одной и самых фундаментальных работ в этом направлении остается исследование М.М. Муканова, посвященное изучению генезиса становления рассудка в историко-этническом аспекте [2, с. 73].
Психологическую составляющую развития личности в младше юношеском возрасте в целом можно характеризовать по значимости и роли самосознания в юношеском возрасте, ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16 17 лет), юность – от 17 до 20 – 23 лет [3, с. 338].
В.С. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25 лет) [4, с. 207].
Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в узе, создание семьи, для юношей – служба в армии.
Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующий наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс воспитания.
Старшие школьники считают, что сознание в учении и знание фактов, примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения? Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.
Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Появляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию [5, с. 164].
Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение, так или иначе, делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования. Это отрицательно сказывается на их отношении к овладению знаниями. Поэтому необходимо оказывать учащимся действенную помощь в формировании их жизненных планов, проводить содержательную профориентацию, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.
Самоопределение, как личностное, так и профессиональное характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора (Л.И. Божович). Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечается Е.Е. Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним [6, с. 342].
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Фокусом все мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни ("Для чего я живу?", "Как жить?"). Юноша ищет глобальную универсальную формулировку "служить людям", "приносить пользу". Его интересует не столько вопрос "Кем быть?", сколько "Каким быть?", а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и т.п.), широкая социальная благотворительность, идеал служения [6, с. 357].
Исключительно важной инстанцией самосознания, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального "Я". В зависимости от того, идет ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либо отдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное самоуважение. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое – с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения – это "личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе" (Г. Каплан, 1980).
Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов "Я" и мнений о себе. Они больше других склонны "закрываться" от окружающих, представляя им какое-то "ложное лицо", "представляемое Я". Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны, они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше всего беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или, если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Пониженное уважение побуждает уклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы [7, с. 375].
В юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований, критериев для самооценки – они смещаются, говоря словами Л.С. Выготского, "извне во внутрь", приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования в подлинном смысле слова собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний. Оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное "принятие себя", "самоуважение". Именно в юности формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть "оперативная самооценка" начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности. Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному "Я". Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостной личности, отличной от других людей.
В литературе нет единой трактовки самосознания, но все авторы едины во мнении, что самосознание представляет собой единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляция.
Характерной чертой младше юношеского периода являются существенные изменения в сфере его самосознания, которые имеют важное значение для всего последующего развития и становления юноши как личности. Именно в этот период сознание становится объектом самосознания (по Б.Г. Ананьеву).
В результате формируется структура характера ребенка, его целостность, что способствует образованию и стабилизации личности.
При осознании своей особенности и неповторимости, в сознании ребенка происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно формируется своя Я – концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
При этом в ряде исследований отмечается, что самооценка в этот период меняется от ситуативной, неустойчивой, подверженной внешним воздействиям до устойчивой, охватывающей различные сферы жизнедеятельности.
Проведенное по данной тематике эмпирическое исследование выступает как один из возможных подходов к системному изучению развития самосознания в онтогенетическом плане. Исследование было посвящено изучению элементов самосознания (самоотношение, самооценка и уровень притязаний, личностные качества).
Анализ полученных результатов позволил выявить следующие особенности элементов самосознания старшеклассников. Большинство старшеклассников имеют адекватную высокую самооценку и очень высокий уровень притязаний, что в значительной степени будет способствовать их личностному развитию и становлению.
Незначительная часть ребят сдержанные, обособленные, скептичные, холодные, основная часть ребят обращены вовне, легки в общении, готовы к сотрудничеству, внимательны и приспособляемы к другим людям, у остальных учеников и то, и другое качество выражено примерно в равной степени.
Учащиеся эмоционально и содержательно объединяют веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательными, понимание самого себя.
Таким образом, самосознание становится одним из ключевых понятий в психологии человеческого бытия.
В результате проведённого исследования, мы составили некоторую обобщённую характеристику элементов самосознания старшеклассника КГУ Комплекс школа – детский сад № 6 акимата г. УстьКаменогорск.
Мы заметили, что среди личностных черт, проявляющихся у подавляющего большинства учащихся старших классов нашей школы, можно отметить следующие: высокий интеллект, относительную эмоциональную устойчивость, высокую степень независимости, экспрессивность, чувствительность и податливость, подозрительность, развитое воображение, способность принимать новое, ощущение себя самостоятельными, высокую напряжённость, что в значительной степени соответствовало нашей гипотезе.
Это позволяет сделать вывод, что мы имеем дело, как правило, с натурами цельными, активными, независимыми, хотя и не лишёнными податливости, подозрительности, иногда тревожными и не очень хорошо контролирующими себя. Большинству опрошенных, можно спрогнозировать интересный, творческий жизненный путь, интенсивное личностное развитие, неравнодушие к окружающему миру.
Это поколение школьников проходит социализацию в обществе, основные черты которого уже с некоторой определённостью наметились. Самооценка нынешних старшеклассников строится на сравнении с эталонными качествами нового для нашего общества типа личности пока ещё трудно сказать, какого конкретно, но, очевидно, в значительной степени рассчитывающего на свои собственные силы и качества и находится на высоком уровне, что также подтверждает нашу гипотезу. Исследование показало, например, что у старшеклассников на одном из первых мест интеллектуальное развитие, самостоятельность, независимость, развитое воображение.
Эмпирическое исследование таких элементов самосознания, как самооценка, самоотношение, ценностные ориентации, показало, что существует зависимость этих характеристик. Уровень самооценки у старшеклассников высокий, при этом следует отметить, что уровень притязаний очень высокий, подтверждает нашу гипотезу, и также говорит о том, что это в значительной степени будет способствовать развитию элементов самосознания и личности в целом. Результаты изучения самоотношения показывают, что самоотношение в большей степени зависит от оценок значимых взрослых.
Полученный эмпирический материал и его анализ позволяет рассматривать развитие элементов самосознания в качестве показателя развития личности в младшем юношеском возрасте.
Определенные в нашем исследование параметры и элементы, характеризующие уровень развитости самосознания, могут быть использованы в психолого педагогической диагностике и коррекции, а также для профилактики деформаций в развитии и самосознании в младше юношеском возрасте.
Исследование обнаружило вывод, актуальный для учителей: несмотря на высокую самооценку, независимое мышление и даже упрямство, большинство старшеклассников по-прежнему испытывают потребность во внимании и взаимопомощи, так как наши исследования указали на напряжённость, фрустрированность, возбудимость. Очевидно, не случайно, что эти свойства часто сопутствуют высоким интеллектуальным способностям.
Психологическая структура личности определяется не только характером ее деятельности и социально-психологическим текстом, в котором эта деятельности протекает. В этой связи выявленные нами особенности развития самосознания в младше юношеском возрасте позволяют эффективно направлять ход саморазвития личности в процессе обучения и воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
- Шостак В.И. Физиология психической деятельности человека / В.И. Шостак., С.А. Лытаев.1999.119 с.
- Муканов М.М. Этнопсихологическая специфика невербальной коммуникации // Интеллект и речь.1972.С. 90-95.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: 2001. – 464 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1998. – 456 с.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 414 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
- Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1973. 479 с.